Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ

Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ

0
39

Управление кредиторской задолженностью — это один из главных аспектов ведения бизнеса. От эффективности его исполнения зависит не только успех организации, но и ее дальнейшее существование.

Кредиторская задолженность
Кредиторская задолженность.

Определение задолженности

Кредиторская задолженность — это обязательства организации перед кредиторами. Это поставщики продукции, услуг и работ, арендаторы, производители, спонсорские фонды и т.д. Правильно и эффективно управляемой считается та задолженность, структура которой состоит из авансов, предоставленных в счет будущих отгрузок.

Этапы эффективного управления

Существует ряд общих правил ведения политики управления долгов перед кредиторами. Для повышения эффективности организации следует:

  • рационализировать структур долговых обязательств и регулярно проводить анализ хозяйственной деятельности;
  • вовремя погашать задолженность, не допуская просрочек платежей;
  • осуществлять контроль и инвентаризацию соотношения дебиторских и кредиторских задолженностей.

Описанные методы используются многими компаниями независимо от спецификации их деятельности. Однако они могут дополняться и другими. Например, если организация приобретает товар в иностранной валюте, то к способам управления добавляется хеджирование — страховка валютных рисков.

Его оформление позволяет обезопаситься от изменения курса валюты. Хеджирование — это обоюдная договоренность между банком и предприятием. Банк обязуется продать валюту по оговоренному курсу в назначенную дату, организация обязуется приобрести ее в этот день.

Методы и стратегии управления кредиторской задолженностью

Система методов контроля и управления долгами перед кредиторами различается для каждой компании в зависимости от спецификации ее деятельности. Однако существуют несколько наиболее часто встречающихся видов:

Методы и стратегии управления
Методы и стратегии управления.
  • использование графика погашения;
  • применение платежного календаря;
  • привлечение заемных денежных средств;
  • списание задолженностей по окончании срока исковой давности.

График погашения и платежный календарь

Предприятия занимаются ведением графика погашения долгов. Его пункты постоянно обновляются путем добавления новых показателей, так как они добавляются практически каждый день. В документе прописываются даты выплат задолженностей. Они формируются в зависимости от их специфики:

  • оплата поставок — согласно условиям соглашения;
  • начисление заработных плат работников — исходя из норм ТК РФ;
  • выплата налогов — согласно требованиям НК РФ;
  • перевод дивидендов — по правилам учетной политики организации и т.д.

Метод использования графика часто объединяется с платежным календарем. Он позволяет прогнозировать объемы и скорости движения денежных средств внутри организации. Это позволяет скорректировать даты погашения задолженности.

Использование заемных средств

Применение новых заемных на погашение задолженностей — это крайняя мера, использующаяся в тех случаях, когда истекает срок погашения долгов. Данная методика управления позволяет предприятию избежать судебных разбирательств по взысканию и начала исполнения процедуры банкротства.

Почему она увеличивается и как этого избежать

Основные ошибки, приводящие к повышению объема задолженности:

  • недостаточная детализация анализа;
  • неправильная организация синтетического учета;
  • допуск ошибок при инвентаризации;
  • наличие недочетов в процедуре списания и т.д.
Избежание увеличения задолженности
Избежание увеличения задолженности.

Рост долгов перед контрагентами происходит по следующим причинам:

  • начисление аванса за еще не поставленную продукцию;
  • получение еще неоплаченных товаров и ценностей в реализацию.

Повышение задолженности организации свидетельствует об увеличении использующихся заемных средств и плохого финансового положения. Во избежание этого каждое предприятие должно проводить анализ и своевременно реагировать на прогнозы, а также по максимуму использовать собственные средства на балансе.

Анализ кредиторской задолженности

Перед выбором необходимого метода управления долгов следует провести его анализ. Используются 3 параметра:

  • коэффициент оборачиваемости;
  • параметр зависимости предприятия от заемных средств;
  • уровень независимости компании в финансовых вопросах.

Первый показатель представляет собой количество оборота заемных финансов за период ведения отчетности. Формула для расчета:

Выручка / Сумма показателей долга на начало и конец отчетного периода / 2.

Коэффициент оборота следует анализировать за несколько отчетных периодов. Организация считается финансово стабильной, если параметр составляет значение, меньшее или равное аналогичному показателю дебиторской задолженности.

Анализ кредитной задолженности
Анализ кредитной задолженности.

Зависимость предприятия от заемных средств отражает уровень влияния займов на формирование активов. Параметр вычисляется по следующей формуле:

Сумма долгосрочных и краткосрочных долгов / Количество активов на окончания отчетного периода.

Параметр независимости компании отражает уровень возможности самостоятельного возврата заемных средств. Он рассчитывается следующим образом:

Собственный капитал / Сумма долгосрочных и краткосрочных долгов.

Чем он может помочь

Грамотно проведенный анализ финансовой зависимости организации позволяет определить текущее экономическое состояние. По полученным результатам предприятие выбирает дальнейшую стратегию работы с кредиторами и выбирает методы, которые будут использованы для исполнения обязательств перед ними.

Дебиторская задолженность на предприятии

Управление дебиторской на предприятии неразрывно связано с анализом обязательств перед кредиторами. Оптимальное соотношение — это когда отсрочка платежа по кредитным договорам превышает аналогичный дебиторский показатель.

При таких коммерческих условиях организация получает возможность своевременно погашать долги, не допуская возникновения просрочек, и в то же время обеспечивать требуемый оборот товаров и материалов, необходимый для стабильной деятельности.


 Яндекс.Метрика