Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ

Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ

0
115

Управление кредиторской задолженностью – это один из главных аспектов ведения бизнеса. От эффективности его исполнения зависит не только успех организации, но и ее дальнейшее существование.

Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ
Кредиторская задолженность.

Определение задолженности

Кредиторская задолженность – это обязательства организации перед кредиторами. Это поставщики продукции, услуг и работ, арендаторы, производители, спонсорские фонды и т.д. Правильно и эффективно управляемой считается та задолженность, структура которой состоит из авансов, предоставленных в счет будущих отгрузок.

Этапы эффективного управления

Существует ряд общих правил ведения политики управления долгов перед кредиторами. Для повышения эффективности организации следует:

  • рационализировать структур долговых обязательств и регулярно проводить анализ хозяйственной деятельности;
  • вовремя погашать задолженность, не допуская просрочек платежей;
  • осуществлять контроль и инвентаризацию соотношения дебиторских и кредиторских задолженностей.

Описанные методы используются многими компаниями независимо от спецификации их деятельности. Однако они могут дополняться и другими. Например, если организация приобретает товар в иностранной валюте, то к способам управления добавляется хеджирование – страховка валютных рисков.

Его оформление позволяет обезопаситься от изменения курса валюты. Хеджирование – это обоюдная договоренность между банком и предприятием. Банк обязуется продать валюту по оговоренному курсу в назначенную дату, организация обязуется приобрести ее в этот день.

Методы и стратегии управления кредиторской задолженностью

Система методов контроля и управления долгами перед кредиторами различается для каждой компании в зависимости от спецификации ее деятельности. Однако существуют несколько наиболее часто встречающихся видов:

Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ
Методы и стратегии управления.
  • использование графика погашения;
  • применение платежного календаря;
  • привлечение заемных денежных средств;
  • списание задолженностей по окончании срока исковой давности.

График погашения и платежный календарь

Предприятия занимаются ведением графика погашения долгов. Его пункты постоянно обновляются путем добавления новых показателей, так как они добавляются практически каждый день. В документе прописываются даты выплат задолженностей. Они формируются в зависимости от их специфики:

  • оплата поставок – согласно условиям соглашения;
  • начисление заработных плат работников – исходя из норм ТК РФ;
  • выплата налогов – согласно требованиям НК РФ;
  • перевод дивидендов – по правилам учетной политики организации и т.д.

Метод использования графика часто объединяется с платежным календарем. Он позволяет прогнозировать объемы и скорости движения денежных средств внутри организации. Это позволяет скорректировать даты погашения задолженности.

Использование заемных средств

Применение новых заемных на погашение задолженностей – это крайняя мера, использующаяся в тех случаях, когда истекает срок погашения долгов. Данная методика управления позволяет предприятию избежать судебных разбирательств по взысканию и начала исполнения процедуры банкротства.

Почему она увеличивается и как этого избежать

Основные ошибки, приводящие к повышению объема задолженности:

  • недостаточная детализация анализа;
  • неправильная организация синтетического учета;
  • допуск ошибок при инвентаризации;
  • наличие недочетов в процедуре списания и т.д.
Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ
Избежание увеличения задолженности.

Рост долгов перед контрагентами происходит по следующим причинам:

  • начисление аванса за еще не поставленную продукцию;
  • получение еще неоплаченных товаров и ценностей в реализацию.

Повышение задолженности организации свидетельствует об увеличении использующихся заемных средств и плохого финансового положения. Во избежание этого каждое предприятие должно проводить анализ и своевременно реагировать на прогнозы, а также по максимуму использовать собственные средства на балансе.

Анализ кредиторской задолженности

Перед выбором необходимого метода управления долгов следует провести его анализ. Используются 3 параметра:

  • коэффициент оборачиваемости;
  • параметр зависимости предприятия от заемных средств;
  • уровень независимости компании в финансовых вопросах.

Первый показатель представляет собой количество оборота заемных финансов за период ведения отчетности. Формула для расчета:

Выручка / Сумма показателей долга на начало и конец отчетного периода / 2.

Коэффициент оборота следует анализировать за несколько отчетных периодов. Организация считается финансово стабильной, если параметр составляет значение, меньшее или равное аналогичному показателю дебиторской задолженности.

Управление кредиторской задолженностью: определение, методы и стратегии, анализ
Анализ кредитной задолженности.

Зависимость предприятия от заемных средств отражает уровень влияния займов на формирование активов. Параметр вычисляется по следующей формуле:

Сумма долгосрочных и краткосрочных долгов / Количество активов на окончания отчетного периода.

Параметр независимости компании отражает уровень возможности самостоятельного возврата заемных средств. Он рассчитывается следующим образом:

Собственный капитал / Сумма долгосрочных и краткосрочных долгов.

Чем он может помочь

Грамотно проведенный анализ финансовой зависимости организации позволяет определить текущее экономическое состояние. По полученным результатам предприятие выбирает дальнейшую стратегию работы с кредиторами и выбирает методы, которые будут использованы для исполнения обязательств перед ними.

Дебиторская задолженность на предприятии

Управление дебиторской на предприятии неразрывно связано с анализом обязательств перед кредиторами. Оптимальное соотношение – это когда отсрочка платежа по кредитным договорам превышает аналогичный дебиторский показатель.

При таких коммерческих условиях организация получает возможность своевременно погашать долги, не допуская возникновения просрочек, и в то же время обеспечивать требуемый оборот товаров и материалов, необходимый для стабильной деятельности.


Яндекс.Метрика